Индустриальное масло
Индустриальное масло — это продукт нефтяной переработки. Местами применения которых является промышленность, а точнее в качестве смазывающего материала для движущих элементов оборудования, а также для гидравлических систем. Согласно статистике от общего объема производства смазочных масел, индустриальные масла занимают более тридцати процентов. Существуют два разделения индустриальных масел по назначению: общее и специальное.
Определение этих жидкостей не укладывается в одну фразу. Оно должно содержать принципы производства, основные характеристики индустриального масла, и область применения.
Если не вдаваться в подробности: это продукт переработки нефти (без применения синтеза), полученный с помощью дистилляции или остаточной переработки, и предназначенный для смазки механизмов и заполнения гидравлических систем.
Главная особенность, определяющая характеристики продукта – дешевизна производства. На первое место выходит степень очистки масла, а не насыщение его дополнительными присадками.
Что такое индустриальное масло в сравнении с автомобильным? Это жидкость с минимальным количеством дорогостоящих добавок, с малым и средним коэффициентом вязкости.
Этот расходник эксплуатируется в условиях, куда более щадящих, чем в двигателе автомобиля. Поэтому цена (а стало быть затраты при производстве) должна быть минимальной.
Существует как минимум 8-10 градаций индустриальных масел по областям применения. Продукт отличается по физико-химическим показателям. Единственное, что объединяет свойства продукта – это класс безопасности по ГОСТ 12.1.007. • 4 класс опасности при содержании паров в рабочей зоне до 300 мг/м³; • 3 класс опасности при содержании паров в рабочей зоне до 5 мг/м³.
Что входит в состав
За основу такой смазки взято обычное минеральное масло. Использование синтетики и полусинтетики не предусмотрено технологией изготовления. В ходе работы с сырьевой базой, используется селективный метод очистки. Продукт входит в группу легированных масел и выпускается с учетом требований ГОСТ 20799-88.
В состав индустриального масла не добавляется никаких активных примесей и прочих компонентов. Фактически, речь идет о нефтяном дистилляте. Сырьевая база проходит классическую очистку и в готовом виде реализуется на рынке, как индустриальное масло.
Требования
Соответственно, отличаются также и требования, предъявляемые к маслам такого типа. Базовым условием использования индустриальных масел в легконагруженных узлах трения (подшипниках скольжения и сопряженных с ними узлов, шпинделях) является возможность поддержания вязкости и высокого индекса вязкости на необходимом уровне при рабочих температурах. Также необходимо следить за оптимальностью пьезокоэффициента вязкости.
Если индустриальное масло применяется в гидросистеме металлорежущего станка, автоматической линии, пресса или другого подобного оборудования, то к нему предъявляются требования маслосжимания и гарантирования необходимой вязкости при рабочих давлениях и температурах.
Главной отличительной чертой подвижных узлов станков с направляющими скольжения является возможность их скачкообразного перемещения при малых скоростях скольжения (от 0,016 до 3 мм/с) и контактных давлениях (не выше 1МПа). Это так называемые фрикционные колебания. Они препятствуют равномерной подаче инструмента, а также снижают качество и точность обработки. Исходя из изложенного выше, можно сформулировать главное требование к маслам, которые предназначены для смазывания направляющих скольжения – это хорошие смазочные и противоскачковые свойства.
Маслам, предназначенным для смазывания зубчатых передач, приходится работать в самых тяжелых условиях. Это является следствием того, что в промышленных редукторах рабочие температуры могут меняться в довольно широких пределах, начиная от температуры окружающей среды и заканчивая 130 ºС и выше. Высокими также являются скорости на линии зацепления червячных редукторов (до 25 м/с). На индустриальные масла действует энергия, порой превышающая 1кДж/кмоль, а напряжение сдвига при этом составляет порядка 104…105 Па.
Требования к маслам этой подгруппы также выдвигаются соответствующие: высокие противоизносные, противозадирные и антифрикционные свойства, способность стабилизировать коэффициент трения, обеспечение плавного и устойчивого скольжения. Также необходимо на оптимальном уровне поддерживать показатели вязкости, индекса вязкости, пъезокоэффициента вязкости. Температура вспышки должна быть достаточно высокой, а температура застывания низкой.
Чем отличается от синтетических масел?
Часть оборудования имеет открытые пары трения с расчётом на систематическую смазку с соответственно повышенным расходом масла.
В целом это создаёт предпосылки к использованию более дешёвых и простых в производстве масел.
При этом такие масла не содержат синтетические компоненты и высококачественные присадки.
Эксплуатация промышленного оборудования в помещениях со щадящими температурными условиями в большой мере снимает проблему «всесезонности» масла, характерную для транспорта.
В чем преимущество такого соотношения?
Рассмотрим требуемые характеристики на примере гидравлического оборудования. Для нормальной работы компрессора требуется средняя вязкость, при температуре от +20℃ до +40℃. При работе в таких условиях обеспечивается плотность 880 кг/м³ – 890 кг/м³.
Если механизм будет работать в условиях крайнего Севера, необходимо подбирать состав с куда меньшей вязкостью, которая не позволит маслу загустеть при экстремально низких температурах.
При этом, требуемые для гидравлики показатели плотности не выйдут за граничные пределы, и механизм будет работать при -40℃.
Эти параметры определяются не в каждом образце, а единожды во всей партии, полученной при непрерывном производстве масла. В соответствии с таблицей вязкости, плотности, и остальных показателей индустриального масла, присваивается соответствующая категория.
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытания | |||||||
И5А | И8А | И12А | И12Аt | И20А | ИЗ0А | И40А | И50А | ||
Кинематическая вязкость при 40 :С. мм2/с | 6-8 | S-11 | 13-17 | 13-17 | 25-35 | 41-51 | 61-75 | 50- 110 | По ГОСТ 33 или приложению А (1) |
Кислотное число мг КОН на 1 г масла, не более | 0 02 | 0.02 | 0.02 | 0.02 | 0.03 | 0.05 | 0.05 | 0.05 | По ГОСТ 5585 или ГОСТ 11362 |
Зольность. %. не более | 0.005 | 0.005 | 0.005 | 0.005 | 0.005 | 0.005 | 0.005 | 0.005 | По ГОСТ 1461 |
Массовая доля серы в маслах из сернистых нефтей. %. не более | 1.0 | 1.0 | 1.0 | 1.0 | 1.0 | 1.0 | — | 1.1 | По ГОСТ 1437 или приложению А (2) |
Содержание механических примесей | Отсутствие | По ГОСТ 6370 | |||||||
Содержание воды | Следы | По ГОСТ 2477 | |||||||
Плотность при 20 0 С. кг/м3. не более | 870 | 880 | 880 | 880 | 850 | 850 | 900 | 910 | По ГОСТ 3900 |
Температура застывания °С. не выше | -18 | -15 | -15 | -30 | -15 | -15 | -15 | -15 | По ГОСТ 20287 |
Цвет на колориметре ЦНТ. единицы ЦНТ. не более | 1.0 | 1.5 | 1.5 | 2.5 | 2.0 | 2.5 | 3.0 | 4.5 | По ГОСТ 20284 |
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле СС. не ниже | 140 | 150 | 170 | 165 | 200 | 210 | 220 | 225 | По ГОСТ 4333 |
Стабильность против окисления: приращение кислотного числа окисленного масла, мг КОН на 1 г масла, не более приращение смол, %. не более | 0.20 | 0.20 | 0.20 | 0.20 | 0.30 | 0,40 | 0.40 | 0.40 | По ГОСТ 18136. ГОСТ 15886. лп.3.2 и 3.4 настоящего стандарта |
1.5 | 1.5 | 1.5 | 1.5 | 2.0 | 3.0 | 3.0 | 3.0 | ||
Содержание растворителей в маслах селективной очистки | Отсутствие | По ГОСТ 1057 или ГОСТ 1520 | |||||||
Содержание водорастворимых кислот и щелочей в маслах щелочной очистки | Отсутствие | По ГОСТ 6307 |
Классификация
В зависимости от сферы применения, все индустриальные масла можно разделить на четыре большие группы. Они обозначаются русскими буквами Л, Г, Н, Т, которые в свою очередь обозначают:
Л – индустриальные масла для легко- и мало- нагруженных узлов (например, шпиндели и подшипники, а также сопряженные с ними соединения);
Г – масла для гидравлических систем;
Н – индустриальные масла для направляющих скольжения;
Т – тяжело нагруженные узлы (например, зубчатые передачи КПП).
Также все индустриальные масла можно поделить еще на пять больших групп, которые будут отличаться степенью очистки и содержанию полезных присадок. Они также, как и в первом случае, обозначаются буквами А, В, С, Д, Е.
А – это индустриальные масла, которые вообще не содержат присадок. Данные тип масел можно применять в различных станках и оборудовании, где не предъявляются особые требования к окислению и защите от коррозии, а масло нужно лишь для смазки.
В – в данном типе масел добавлены антиокислительные и антикоррозийные присадки. Это индустриальные жидкости используются аналогичным образом в станках и промышленных агрегатах, но тольк отам, где требуется защита от ржавчины и окисления.
В группе С у масел есть не только антикоррозийные присадки и противоокислительные, но и противоизносные. Масла, относящиеся к данной группе, можно применять уже в оборудовании, в конструкции которых используются цветные металлы.
Группа Д включает в себя масла, в которых есть противозадирные присадки помимо перечисленных выше.
И последняя группа С включает в себя индустриальные масла, в которых есть противоизносные, адгезионные, противопенные, антикоррозийные и антиокислительные, противоизносные присадки.
Разделение в зависимости от области применения
Индустриальные масла в зависимости от области применения условно делят на две группы: общего и специального назначения.
В последнее время разработка легированных индустриальных масел привела к увеличению объемов производства и ассортимента смазочных масел.
Из группы масел общего назначения на данный момент можно выделить масла для высокоскоростных механизмов, направляющих скольжения станочного оборудования, гидравлических систем и зубчатых передач промышленного оборудования.
Что касается маркировки, то во всех марках индустриальных масел цифра после буквы показывает величину кинематической вязкости при температуре 50 ºС.
Область применения индустриальных масел общего назначения – это смазывание наиболее широко распространенных узлов и механизмов различного оборудования.
По составу масла данной группы представляют собой очищенные дистиллятные и остаточные или смесь дистиллятных и остаточных масел без присадок.
Применение разных марок
Индустриальные масла марок И-5 и И-8А применяются в контрольно-измерительных приборах, малонагруженных высокоскоростных механизмах и различных технологических линиях по изготовлению кремов, жированию кож и пр.
Среди масел данной группы наибольшее распространение получило масло И-12А: узлы трения металлорежущих станков, текстильных машин, объемные гидроприводы, подшипники электродвигателей и т.д.
Такие марки масел, как И-20А, И-30А, И-40А и И-50А нашли свое применение в гидросистемах строительных и дорожных машин, различного станочного оборудования, мало- и средненагруженных зубчатых передачах и т.п.
В высокоскоростных механизмах (текстильные машины, сепараторы, металлорежущие станки и пр.) используются маловязкие масла общего назначения марок И-5А и И-8А. Также для этих же целей могут быть применены масла марок ИГП-2, ИГП-4, ИГП-6, ИГП-8 и ИГП-14, но с улучшенными антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными свойствами.
В малонагруженных гидравлических системах, не предъявляющих высоких требований к качеству масел, применяют преимущественно индустриальные масла общего назначения с требуемым значением показателя вязкости.
Такие масла, как ИГП-18, ИГП-30, ИГП-38, ИГП-49 способствуют надежной работе автоматических линий, редукторов, прессов, вариаторов и гидросистем станков.
Масла с большей вязкостью (ИГП-72, ИГП-91, ИГП-114) нашли свое применение в тяжелом прессовом оборудовании, червячных и зубчатых редукторах.
Аналоги масел ИГП-30 и ИГП-49 – ВНИИ НП-403 и ВНИИ НП-406, также могут быть использованы в гидросистемах станков и автоматических линий.
Специализированные масла марок ИРп-40, ИРп-75, ИРп-150 со специальными присадками применяются в зубчатых передачах, работающих при повышенных нагрузках, включая ударные, а также в циркуляционных системах.
Масла серий ИСП (ИСП-25, ИСП-40, ИСП-65, ИСП-110) обладают повышенной смазочной способностью. Эта особенность и способствует их использованию в редукторах, коробках скоростей и подач, мотор-редукторах, а также других механизмах станочного оборудования и автоматических линий. Тяжелые масла марок ИГП-152 и ИГП-182 применяются для аналогичных целей.
Вязкие масла серии ИТП (марки ИТП-200 и ИТП-300), содержащие противозадирные, антиокислительные и антифрикционные присадки, используются для смазывания тяжелонагруженных зубчатых и червячных редукторов, подшипников, коробок скоростей, а также узлов, которые работают при высоких нагрузках и температуре.
Если имеем дело с малонагруженными зубчатыми передачами, в том числе с открытыми, или подъмно-транспортными машинами, то необходимо применять специальные трансмиссионные масла (нигролы) с минимальной рабочей температурой -10 ºС (летнее) и -20 ºС (зимнее).
Для направляющих скольжения используют масла, способствующие равномерному, медленному и точному перемещению сопрягаемых поверхностей суппортов, столов и других составных частей станков. В большинстве случаев это масла серий ИНСп.
Например, индустриальное масло марки ИНСп-40 нашло свое применение в горизонтальных направляющих станков. Масло ИНСп-65 – для тяжелонагруженных горизонтальных и вертикальных направляющих при общей системе смазки. ИНСп-110 – для вертикальных и горизонтальных направляющих, в том числе горизонтальных с вертикальными гранями большой площади.
В случае эксплуатации высокоскоростных прядильных машин для смазывания их направляющих скольжения используется масло ВНИИ НП-401.
Индустриальные масла специального назначения нашли свое применение в узких и специфических областях, поэтому тут детально не рассматриваются.
Оборудование для очистки и регенерации индустриального масла
Для решения данной задачи компания GlobeCore разработала и поставляет станции фильтрации масла типа ЦФУ-М и масляные мобильные станции типа СММ-ЦМ. ЦФУ-М используют термовакуумную обработку индустриального масла, а СММ-ЦФ – сорбентную.
Применяя оборудование нашей компании, вы без проблем сможете очистить свои индустриальные масла от механических примесей, воды, сажи, водорастворимых кислот и щелочей. Своевременное обслуживание смазочных масел позволит существенно продлить срок их службы, гарантируя при этом работоспособность и долговечность технологических машин и оборудования.
Температура застывания и вспышки
Это не менее важная характеристика, с учетом огромного разброса сфер применения индустриального масла. С технической точки зрения, прямое воздействие (именно в точке смазки или иного применения масла) по определению не может быть высокотемпературным.
Поэтому техника определения температуры вспышки несколько иная. Просто механизмы и агрегаты, в которых применяется «индустриалка», могут быть расположены в зонах экстремально высоких температур. Например, кузнечные молоты или прокатные станы.
Индустриальное масло, обеспечивающее смазку, охлаждение, и гидравлические системы подобных агрегатов, может банально воспламениться без прямого контакта с рабочей зоной: даже в маслопроводах.
Поэтому в продукции, рассчитанной на такие условия, устанавливается температура вспышки не ниже 225℃. Для более щадящих режимов эксплуатации (например, на ткацкой фабрике), достаточно будет показателя 145℃.
А температура застывания напрямую связана с вязкостью и плотностью жидкости. Поэтому при выборе масла для эксплуатации в холодных условиях, выбирают более жидкую консистенцию. В данном случае, никакой универсальности быть не может.
Как устанавливать плотность масла?
Для линейки индустриальных масел ГОСТ 20799-88 плотность свежего масла колеблется в пределах 880…920 кг/м3. Проще всего для определения этого показателя применить специальный прибор – ареометр. При его погружении в ёмкость с маслом искомое значение сразу определяется по шкале. Если ареометр отсутствует, процесс выяснения плотности усложнится, но ненамного. Для теста нужны U-образная откалиброванная стеклянная трубка, ёмкость с большой площадью зеркала, термометр, секундомер и источник тепла. Понадобится произвести следующие действия:
- Наполнить водой ёмкость на 70…80 %.
- Нагреть воду от внешнего источника до температуры кипения, и поддерживать эту температуру постоянной на протяжении всего времени тестирования.
- Погрузить U-образную стеклянную трубку в воду таким образом, чтобы оба вывода оставались над поверхностью воды.
- Плотно закрыть одно из отверстий на трубке.
- Налить масло в открытый конец U-образной стеклянной трубки и включить секундомер.
- Тепло от нагретой воды вызовет нагрев масла, в результате чего его уровень в открытом конце трубки будет подниматься.
- Записать время, в течение которого масло поднимется до калиброванного уровня, а затем опустится обратно. Для этого снимают пробку с закрытой части трубки: уровень масла начнёт снижаться.
- Устанавливают скорость перемещения масла: чем она меньше, тем выше плотность.
Данные теста сравнивают с эталонной плотностью чистого масла, что позволит достаточно точно выяснить разницу между фактической и нормативной плотностью, и по пропорции получить конечный итог. Результат тестирования можно использовать для оценки качества индустриального масла, наличия в нём воды, отработанных частиц и т. д.
Маркировка
Индустриальные масла маркируются по ГОСТ 20799-88 и по ГОСТ 17479.4. В обозначении указывают основные характеристики и применяемость смазочного материала.
- И — индустриальная смазка;
- 20 — класс вязкости по ISO 3448-75, в данном случае 32;
- А — смазка без присадок.
Ранее для масла И-20А было принято обозначение И-Г-А-32:
- И — индустриальное;
- Г — гидравлическое;
- А — не содержит присадок;
- 32 — значение кинематической вязкости при 40 °С.
Реализация
Продают масла индустриальные производители, а также сбытовые предприятия. Отгрузка продукции осуществляется, как правило, в железнодорожных цистернах. Некоторые изготовители предлагают различную фасовку продукции: от литровых канистр до бочек объемом более 200 л.
Стоимость продукции зависит от разных факторов. Соотношение качества и цены покупатели определяют самостоятельно, основываясь на основных свойствах товара. На стоимость продукции влияют также тарифы на перевозку.
Общий совет при выборе масла
Не следует обращать внимание на вековые традиции, исторические справки, и советы «бывалых» механиков. Формула: «Я 50 лет лью веретенку в любые агрегаты, и всё работает, как часы…», может не сработать на современном оборудовании
Посмотрим на характеристики масла веретенного под различными индексами (И-20А, И-40А и пр.).
- И-20А: кинематическая вязкость 25-35;
- И-40А: кинематическая вязкость 51-75;
- И-50А: кинематическая вязкость 90-110.
Эти масла применяются в качестве рабочего состава гидравлических систем строительной и дорожной техники, тяжелый обрабатывающих станков, прессов, кузнечных молотов.
Кроме того, бесприсадочное масло низкой вязкости отлично подходит для смазки шестеренных передач с малой и средней нагрузкой. При условии постоянной подачи веретенки в рабочую зону, ее можно использовать для направляющих в устройствах скольжения.
Смазка для конвейера на пищевых производствах
В этой статье поговорим о важности обслуживания конвейерных линий, назовем особенности смазок для конвейеров и требования к ним.
Современное крупносерийное производство, в том числе пищевое, невозможно без применения автоматических линий. Неудивительно, что их высокая эффективность достигается только при бесперебойном функционировании и отсутствии вынужденных остановок.
В основе работы линий лежит конвейерная передача продукции от одной технологической точки к другой. От исправного состояния конвейеров зависят темп и ритм производства, объем выпускаемых изделий.
В этой статье поговорим о важности обслуживания конвейерных линий на пищевых предприятиях, назовем особенности смазок для конвейеров и требования к ним.
Важность правильного обслуживания конвейера
Конвейеры связывают разные стадии производства продукции и ответственны за весь технологический процесс. Выход из строя хотя бы одного транспортировочного устройства может привести к остановке работы предприятия в целом. Избежать этой проблемы позволяет качественная смазка для конвейера.
Нехватка или использование неподходящего смазочного материала приводят к следующим последствиям:
- Уменьшению срока эксплуатации ленты
- Возникновению сбоев в ее функционировании
- Увеличению требуемого тягового усилия для перемещения цепи
- Полной остановке конвейера из-за поломки определенных деталей
В конвейерах ручного типа смазывают только тележки и переключатели дорожек. Ленточные устройства требуют смазки подшипников и направляющих. В агрегатах с беспрерывным движением цепи смазыванию подлежат цепи, а также все движущиеся элементы.
Особое внимание необходимо уделять цепям, отвечающим за перенос продуктов через печи. Для таких узлов следует подбирать специальные высокотемпературные смазки от проверенных производителей.
К смазкам для конвейеров предъявляется ряд общих требований. Они должны:
- Снижать трение, а значит и энергопотребление
- Без проблем достигать труднодоступных мест и растекаться по поверхности
- Предупреждать зацепления
- Препятствовать развитию коррозии
- Эффективно работать при высокой температуре
- Легко наноситься, чтобы облегчить контроль за количеством смазочного материала
Всем этим требованиям соответствуют российские смазочные материалы EFELE, которые давно и успешно применяются на пищевых предприятиях для обслуживания конвейерных систем.
Силиконовые смазки EFELE UNI-S Spray и EFELE SO-780 Spray – оптимальное решением проблемы износа конвейерных лент и направляющих. Эти материалы создают на поверхностях прозрачную пленку без запаха с высокими смазывающими, разделительными, антистатическими, защитными и водоотталкивающими свойствами.
Силиконовая смазка EFELE UNI-S Spray представляет собой 100-процентный силикон высшей степени очистки. Она безопасна для здоровья человека, что подтверждает наличие у нее экспертного заключения Роспотребнадзора. Смазка известна своими хорошими морозо- и термостойкими свойствами (работает при температурах от -50 °С до +200 °С).
Благодаря оптимальной вязкости, отличной адгезии, хорошим несущей и смазочной способностям EFELE UNI-S Spray облегчает скольжение конвейерных лент, защищает их от износа и продлевает срок службы.
EFELE SO-780 Spray не имеет пищевого допуска, поэтому может применяться для обслуживания тех конвейеров, которые не контактируют с продуктами питания. Смазка обладает отличными водоотталкивающими свойствами, широким диапазоном рабочих температур (-40 °С…+200 °С), совместимостью с пластиками и эластомерами.
Для смазывания цепных передач в ассортименте EFELE имеется целый ряд смазок и масел. На пищевых производствах широкую популярность завоевало термостойкое цепное масло EFELE SO-881 с допуском H1 и его аэрозольная форма EFELE SO-881 Spray.
Данные материалы производятся на основе эфиров. Они обладают высокой адгезией, отличными проникающими, антикоррозионными и противоизносными свойствами, устойчивостью к смыванию водой. Отличные низко- и высокотемпературные характеристики (от -40 до +230 °С) позволяют использовать масла EFELE SO-881 для цепей конвейеров, работающих в печах и камерах шоковой заморозки.
Высокотемпературное цепное масло EFELE SO-789 и Смазка для цепей EFELE в аэрозольном баллоне применяются там, где исключен контакт с пищевой продукцией. Материалы отличаются высокой проникающей и защитной способностями, низким процентом испарения при нагревании, хорошими антикоррозионными свойствами, устойчивостью к нагрузкам и вымыванию водой.
Периодичность и особенности обслуживания конвейеров
Профилактическое техобслуживание (ТО) конвейеров специалисты рекомендуют проводить не реже одного раза в 1-2 месяца. Работники, отвечающие за исправность оборудования, хотя бы один раз в сутки (а в идеале – в начале и в конце смены) должны проверять работу роликов. Если в ходе этого выявляются какие-либо неисправности, конвейер немедленно останавливают для их устранения.
В ходе профтехосмотра проверяется наличие смазки в подшипниках, производится очистка цепей от пыли и грязи, оценка их соосности.
ТО, помимо осмотра, включает контроль правильности функционирования механизмов, их регулировку и ремонт. Обязательно проверяется стыковка лент, выявляется отсутствие провеса между роликами, регулируется натяжение полотен. Также осуществляется проверка целостности изоляции проводов и кабелей, выполняется обслуживание моторного блока.
Плановая замена смазки ленточного конвейера осуществляется 1 раз в месяц.
Профилактический ремонт проводится, как правило, специалистами обслуживающей компании. В ходе него устраняют неисправности моторного блока и цепей, регулируют тормозную систему, красят оборудование и выполняют другие операции по мере необходимости.
По завершению технического обслуживания обязательно проверяют работу конвейера сначала на холостом ходу, а затем при максимальной загрузке.
Присоединяйтесь
Все материалы сайта https://atf.ru/ принадлежат
ООО «НОВЫЕ РЕШЕНИЯ» ИНН 5751054390
© 2004 – 2022 ООО «АТФ». Все авторские права защищены. ООО «АТФ» является зарегистрированной торговой маркой.
Индустриальное масло — виды, характеристики, применение
Индустриальные масла – это смазочные материалы нефтяного происхождения, которые применяются:
- для уменьшения сил трения между поверхностями взаимоперемещающихся деталей машин и механизмов;
в качестве СОЖ при механической обработке металлов, основы для приготовления гидравлических жидкостей и технических смазок различного назначения.
Основные производители индустриальных масел в России и мире
Неизменные лидеры российского рынка индустриальных масел – ПАО «ЛУКОЙЛ» (производит 45% валового объема технических смазочных материалов), ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Газпром нефть» (их доли составляют соответственно 20% и 14%).
Из зарубежных марок технических смазок в России наиболее популярны Shell, Castrol, Mannol, ZIC, Mobil, Elf, Total.
В связи с резким падением курса рубля и политикой импортозамещения, проводимой российским правительством с 2014 года, спрос на индустриальные смазочные материалы иностранного производства неуклонно снижается. И если в розничном сегменте потребители еще отдают предпочтение дорогим импортным продуктам, то в промышленности отмечается устойчивая тенденция к переходу на бюджетные технические смазки.
Серьезными конкурентами авторитетных мировых брендов становятся молодые марки, в числе которых WEGO (Чехия), ADWA и ORLEN OIL (Польша).
Классификация индустриальных масел
По способу производства различают три вида индустриальных масел:
дистиллятные – продукты вакуумной перегонки мазута. Имеют высокую термостабильность и хорошие вязкостно-температурные свойства при слабой смазывающей способности;
остаточные – получают способом деасфальтизации тяжелых остатков нефтепереработки (гудронов и полугудронов). Превосходят дистиллятные по смазывающим свойствам, уступают по вязкостно-температурным показателям, термостабильности;
компаундированные – производят путем смешивания дистиллятных и остаточных масел в пропорциях, необходимых для получения заданных технических параметров.
Современная классификация индустриальных смазочных материалов по ГОСТ 17479.4-87 основана на их разделении по областям назначения (на 4 группы) и применения (на 5 подгрупп), кинематической вязкости при t40°С (на 18 классов).
Индустриальные масла — виды и применение
К техническим характеристикам, от которых в наибольшей степени зависит применение индустриальных смазок, относятся:
вязкость и плотность – влияют на предельную несущую способность масляной пленки (учитываются значения этих параметров при нормальной, минимальной и максимальной рабочей температуре);
температуры застывания, вспышки, воспламенения – от этих показателей зависит температурный диапазон эксплуатации оборудования, пожаро- и взрывобезопасность производства;
удельная теплоемкость – чем она выше, тем лучше охлаждающее действие смазочного материала.
Индустриальные масла без присадок используются в тех сферах, где нет повышенных требований к эксплуатационным свойствам смазочных материалов, а легированные – при необходимости применения смазок с улучшенными техническими характеристиками.
Правильно выбрать индустриалку для конкретных условий эксплуатации помогает маркировка по ГОСТ 17479.4-87. Она состоит из разделенных дефисом знаков, первым из которых для всех марок является буква «И». Далее следуют:
прописная буква Л, Г, Н или Т – указывает на группу по назначению (Таблица 1);
прописная буква А, В, С, Д или Е – определяет наличие в составе масла функциональных присадок (Таблица 2);
цифры, обозначающие класс кинематической вязкости (Таблица 3).
Таблица 1
Рекомендуемая область назначения
Легко нагруженные узлы (шпиндели, подшипники и сопряженные с ними соединения)
Тяжело нагруженные узлы (зубчатые передачи)
Таблица 2
Рекомендуемая область применения
Нефтяные масла без присадок
Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых не предъявляют особых требований к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел
Нефтяные масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками
Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел
Нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками
Машины и механизмы промышленного оборудования, содержащие антифрикционные сплавы цветных металлов, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным и противоизносным свойствам масел
Нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозионными, противоизносными и противозадирными присадками
Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным, противоизносным и противозадирным свойствам масел
Нефтяные масла с антиокислительными, адгезионными, противоизносными, противозадирными и противоскачковыми присадками
Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, адгезионным, противоизносным, противозадирным и противоскачковым свойствам масел
Таблица 3
Кинематическая вязкость при температуре 40 °С, мм 2 /с (сСт)
Кинематическая вязкость при температуре 40 °С, мм 2 /с (сСт)
Самыми востребованными индустриальными смазками являются веретенные масла.
Масло веретенное (веретенка): ГОСТы 20799-88 и 1642-75
Главное преимущество веретенки состоит в том, что она сохраняет эксплуатационные свойства в температурном диапазоне от -35°С до +100°С.
Веретенные масла марки А, которые производят по ГОСТ 20799-88, используются в качестве смазочных материалов и гидравлических жидкостей для машин и механизмов, работающих с малой и средней нагрузкой, в щадящих условиях (при рабочих температурах до +60°С, отсутствии контакта с агрессивными средами). Сферу их применения легко определить, если воспользоваться соответствующим обозначением по ГОСТ 17479.4-87:
Обозначение по ГОСТ 17479.4
Смазка для легконагруженных узлов и механизмов с частотой вращения 15-35 тыс. об/мин (подшипников, втулок шпинделей и т.д.).
Смазка для легконагруженных узлов и механизмов:
подшипников, втулок шпинделей и т.д. с частотой вращения до 5 тыс. об/мин.
Рабочая жидкость для объемных гидроприводов станочного оборудования, строительно-дорожной техники при температурах до -5°С.
Смазка для легконагруженных узлов и механизмов:
подшипников, втулок шпинделей и т.д. с частотой вращения до 5 тыс. об/мин.
Рабочая жидкость для легконагруженных объемных гидроприводов станочного оборудования, строительно-дорожной техники при температурах до -20°С.
Рабочая жидкость для легко- и средненагруженных гидросистем металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, автоматических линий, строительных и дорожных машин при температурах до -5°С.
Смазка для легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения станочного оборудования.
Рабочая жидкость для гидросистем легко- и средненагруженных металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, автоматических линий, строительных и дорожных машин при температурах до -5°С.
Смазка для легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения.
Рабочая жидкость для средненагруженных гидросистем металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, автоматических линий, строительных и дорожных машин при температурах до -5°С.
Смазка для легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения.
Рабочая жидкость для гидросистем тяжелонагруженных станков, строительных и дорожных машин при температурах до -5°С.
Смазка для тихоходных, тяжелонагруженных машин и механизмов.
Для применения в гидросистемах дорожной и строительной техники, других специальных целей используется легированная веретенка марки АУ, состав и технические характеристики которой регламентирует ОСТ 38.01412—86 (действует вместо отмененного ГОСТ 1642-75). Благодаря глубокой депарафинизации она не застывает при температурах до -45С.
Отличие индустриальных масел от компрессорных и моторных
Моторные и компрессорные масла подвергаются воздействию высоких температур, резких перепадов давлений, агрессивных сред. Поэтому в их состав вводят антикоррозионные, термостабилизирующие, декомпрессионные, моющие, противопенные и прочие дорогостоящие присадки.
Индустриальные смазочные материалы работают в щадящих температурных условиях при стабильных нагрузках. Это позволяет применять для смазки узлов трения дешевые масла без присадок (веретенные) либо с минимальным их количеством.
Ключевые технические характеристики при выборе индустриалки – вязкость, температура застывания и вспышки. Выбирая моторное или компрессорное масло, следует учитывать еще и его термостабильность, температуру воспламенения, склонность к коксованию и нагарообразованию, испаряемость.
Опасность индустриальных масел для человека и окружающей среды
При соблюдении правил транспортировки и хранения по ГОСТ 1510 гарантийный срок годности индустриальных масел составляет 5 лет с даты изготовления. Далее их применение допускается после проверки качества по ГОСТ 20799-88.
Согласно ГОСТ 12.1.007 опасность индустриальных масел для организма человека зависит от ПДКр.з. (предельно допустимой концентрации углеводородных паров в воздухе рабочей зоны): при ПДКр.з. = 300 мг/м3 они относятся к 4-му классу опасности, при ПДК р.з. = 5 мг/м3 – к 3-му.
Отработанные смазочные материалы относятся к промышленным отходам 3-го класса опасности, поэтому требуют специализированной утилизации или переработки.
Источник https://nefte-gaz.info/industrialnoe-maslo
Источник https://atf.ru/articles/materialy_dlya_promyshlennogo_oborudovaniya/smazka-dlya-konveyera-na-pishchevykh-proizvodstvakh/
Источник https://oilcool.ru/article/industrialnoe_maslo_vidy_kharakteristiki_primenenie/