Допуск энергоустановки (электроустановки) в эксплуатацию: как получить разрешение

Содержание

Выдача разрешений на допуск к эксплуатации теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, устройств и сооружений объектов по производству и передаче тепловой энергии, теплоносителя (в случ

Какие бывают основания для проверки Ростехнадзора и их виды?

Прежде всего, нужно знать, что основанием для проверки работодателя являются:

  • официальные заявления работодателей, которые планируют заняться деятельностью, связанной с промышленной безопасностью;
  • сообщения работодателей об окончании строительства объекта капитального строительства;
  • истечение одного года с момента, когда выдано разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения;
  • информация, содержащая сведения, подтверждающие ввод в эксплуатацию или регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов;
  • аварии, инциденты и несчастные случаи на опасных производственных объектах;
  • обращения граждан и организаций с жалобами на нарушения законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области промышленной безопасности;
  • информация, содержащая сведения базы данных разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах;
  • информация, содержащая сведения реестров лицензий на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов;
  • информация, содержащая сведения, подтверждающие оказание организацией услуг по эксплуатации (обслуживанию) опасного производственного объекта.

Могут быть и другие причины, в зависимости от сферы деятельности работодателя. Они указаны в административных регламентах Ростехнадзора.

Виды проверок Ростехнадзора определены Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 294-ФЗ). Они бывают плановыми и внеплановыми, выездными и документарными.

Особенность контрольных мероприятий Ростехнадзора заключается в том, что, помимо Закона № 294-ФЗ, инспекторы должны руководствоваться и другими специальными нормативными актами. Например, для проверки строительной организации руководящим дополнительным документом будет постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54, а также Градостроительный кодекс.

Плановые проверки

по общему правилу проводятся не чаще чем раз в три года. Если же в ходе контрольного мероприятия предстоит проверить, как организация соблюдает требования энергосбережения и повышения энергоэффективности, частота проверок может быть выше. Правительство должно установить виды деятельности с более частыми проверками. В настоящее время действует только Перечень для организаций, занятых в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере.

Внеплановая проверка

  • истек срок исполнения предписания;
  • поступили сообщения от граждан о том, что возникла угроза или уже причинен вред здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, возникла угроза или произошла чрезвычайная ситуация техногенного характера.

Проверки Ростехнадзор должен согласовать с прокуратурой. Даты предстоящих плановых контрольных мероприятий публикуют на официальном сайте Генеральной прокуратуры. На внеплановые проверки также получают разрешение прокуратуры, но даты проверок, конечно же, не публикуют. В отдельных случаях (когда причинен вред жизни или здоровью граждан) инспекторы не обязаны получать разрешение прокуратуры. Они ее только уведомят о начале проверки.

Выездная проверка

проводится на территории работодателя. Инспекторы приходят с решением своего руководителя о проведении контрольного мероприятия. Они не только изучат документы, но и ознакомятся с реальным состоянием объектов повышенной опасности. О начале выездной проверки работодатель узнает не меньше чем за три дня. К нему должно прийти письменное уведомление.

Документарная проверка

проводится без выезда к работодателю. Инспекторы направят ему запрос с требованием предоставить копии документов. Их перечень будет указан в запросе. Там же будет обозначено начало и срок проверки.

Документы для постановки на учет

Регистрируют оборудование в территориальных органах Ростехнадзора по месту эксплуатации котла. Передвижные установки подлежат регистрации по месту эксплуатации, при условии, что они работают там не менее 3 месяцев.

  • Заявление, в котором содержится информация об эксплуатирующей организации, месте установки котла, места применения передвижного устройства и периода его эксплуатации на указанном месте.
  • Копии актов монтажа и пуско-наладочных работ.
  • Паспорт оборудования.
  • Краткие сведения о подлежащем учету оборудовании: год изготовления, завод, заводской номер, основные технические характеристики, рабочие параметры и условия работы оборудования, сведения о рабочей среде, расчетный срок службы, расчетный ресурс и количество пусков.
  • Сведения о дате проведения технического освидетельствования и следующей проверки.
  • Информация о проведенных экспертизах промышленной безопасности и сроках следующего проведения экспертизы.

Сотрудники помогут осуществить регистрацию котлов на предприятии в органах Ростехнадзора. Заказывайте выполнение трудоемких и требующих высокой квалификации работ в лицензированной, имеющей богатый опыт организации.

Закажите обратный звонок, и мы рассчитаем Вам стоимость

Каким работодателям стоит ожидать проверок Ростехнадзора?

Уже само название этой организации вызывает уважение и заставляет крайне серьезно относиться к проверкам с ее стороны. Трудно составить полный перечень организаций, в которые может наведаться Ростехнадзор, поскольку он контролирует и надзирает за деятельностью работодателей, которые:

  • занимаются разработкой и использованием недр;
  • используют атомную энергию (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения);
  • эксплуатируют электрические и тепловые установки и сети (кроме бытовых установок и сетей);
  • эксплуатируют гидротехнические сооружения (за исключением судоходных гидротехнических сооружений);
  • производят, хранят и применяют взрывчатые материалы промышленного назначения.

Ростехнадзор контролирует, как соблюдается промышленная безопасность в организациях, эксплуатирующих особо опасные производственные объекты. Это объекты, на которых:

  • получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся вещества (газы, с низкой температурой кипения), окисляющие вещества, взрывчатые и токсичные вещества;
  • используется оборудование, работающее под высоким давлением;
  • используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы и т. д.

Полный перечень содержится в приложении 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Исходя из этого можно сделать вывод, что инспекторы Ростехнадзора вправе проверить строительные организации, организации, эксплуатирующие котельные, производящие газированную воду, химические производства, нефтедобывающие предприятия, ведущие подземные работы, и многие другие.

Статистика проверок Ростехнадзора

Ростехнадзор за 2013 год провел всего 84 185 проверок 38 264 работодателей
Из них плановых проверок проведено – 40 018.По результатам проверок выдано 456 768 предписаний.Общая сумма штрафов за выявленные нарушения составила 1 825 574 руб.(По данным официального сайта Ростехнадзора https://www.gosnadzor.ru/)

Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации котельных

Вопрос:

Необходимо ли регистрировать в качестве опасного производственного объекта блочно-модульную котельную мощностью 326кВт, предназначенную для обогрева производственных помещений, с водогрейными котлами Unical 163 (вид топлива – отработанное машинное масло, температура теплоносителя – 1100С, давление 0,5 МПа)?

Ответ: Опасными производственными объектами в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон № 116-ФЗ) являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону № 116 ФЗ.

Блочно-модульная котельная, работающая на представленных параметрах, не подлежит регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Для более точной идентификации признаков опасности объекта необходимо руководствоваться проектной документацией.

Вопрос от 08.08.2018:

Является ли теплогенераторная частного производственного предприятия (встроенная в здание или отдельный контейнер) мощностью до 360 кВт поднадзорной Ростехнадзору, какие требования предъявляются к обслуживающему персоналу?

Ответ: Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает.

Требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок, а именно: производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4.0 Мпа и с температурой воды не более 200 градусов Цельсия на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов, устанавливаются Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утверждены приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115, зарегистрированы Минюстом России 02.04.2003 №4358 — далее Правила).

Согласно пунктов 2.4.1,2.4.2 Правил, на все новые и реконструированные тепловые энергоустановки необходимо получать разрешение на допуск в эксплуатацию от органов государственного энергетического надзора. Выдача данных разрешений регламентируется «Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок» (утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2008 №212, зарегистрирован Минюстом России 28.04.2008 №11597) и Приказом Минприроды России от 20.08.2008 №182 «Об отмене отдельных положений Порядка».

В соответствии с п.2.2.2 и п.2.2.3 Правил, руководитель организации назначает ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации и его заместителя из числа управленческого персонала или специалистов со специальным теплоэнергетическим образованием, после проверки знаний Правил, правил техники безопасности и инструкций.

Читать статью  Автоматизация систем электроснабжения и энергосбережение

При потреблении тепловой энергии только для отопления, вентиляции и горячего водоснабжения ответственность за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок может быть возложена на работника из числа управленческого персонала и специалистов. не имеющих специального теплоэнергетического образования, но прошедшего обучение и проверку знаний в порядке, установленном вышеуказанными Правилами.

Вопрос от 22.04.2019:

Необходимо ли ставить на учет твердотопливный котел, мощностью до 800 кВт, давление в системе отопления -3 атм температура теплоносителя до 95 градусов

Ответ: Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает следующее.

Федеральные Нормы и Правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора РФ от 25.03.2014 № 116 (далее ФНП ОРПД) направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа):

  • а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
  • б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
  • в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.

Следовательно, под действие указанных ФНП ОРПД подпадает оборудование, соответствующее одновременно двум условиям:

  1. оборудование должно работать под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля;
  2. такое оборудование должно работать под избыточным давлением либо пара, газа (в газообразном сжиженном состоянии), либо воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия, либо иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.

Таким образом, твердотопливный котел с Вашими параметрами, а именно с температурой теплоносителя до 95 градусов Цельсия не подпадает под требования ФНП ОРПД и его ставить на учет не нужно.

Что проверяет Ростехнадзор?

Как вы уже поняли, Ростехнадзор проверяет многих работодателей, занятых практически во всех отраслях экономики. Поэтому составить единый перечень документов или вопросов, которые будут интересовать инспекторов, затруднительно. Ведь в работе на строительстве тоннеля метрополитена и деятельности магазина нет ничего общего.

В первую очередь проверяющих будут интересовать документы, связанные с эксплуатацией особо опасных производственных объектов (далее – ОПО): различные разрешения, проекты работ, приказы, планы работ, графики обслуживания ОПО, договоры со спасателями и т. д.

Конкретизировать круг вопросов, затрагиваемых проверяющими, помогут административные регламенты Ростехнадзора. В них содержится порядок действий сотрудников службы перед и во время проверок. Всего их существует больше десятка.

Так, организациям, занятым в недропользовании, нужен административный регламент, утвержденный приказом Ростехнадзора от 12 декабря 2012 г. № 712, проектным организациям понадобится регламент, утвержденный приказом Ростехнадзора от 25 июля 2013 г. № 325, а строительные организации заинтересует регламент, утвержденный приказом Ростехнадзора от 31 января 2013 г. № 38.

Но абсолютному большинству работодателей необходимо ознакомиться с административным регламентом, утвержденным приказом Ростехнадзора от 30 октября 2008 г. № 280. Он касается процедуры проверки правил эксплуатации особо опасных производственных объектов. Там можно найти примерный перечень документов, которые проверяют инспекторы.

Примерный перечень документов, проверяемых Ростехнадзором

  • Учредительные документы и документ о государственной поднадзорной организации в качестве юридического лица – для юридического лица;
  • свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуального предпринимателя;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • документы, подтверждающие наличие у поднадзорной организации на праве собственности или на ином законном основании опасного производственного объекта;
  • официальные издания Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
  • свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов;
  • разрешение на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта;
  • проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта и изменения к ней;
  • лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта;
  • заключения экспертизы промышленной безопасности;
  • декларации промышленной безопасности;
  • договоры страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
  • документы по укомплектованности штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
  • документы по допуску к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
  • документы по проведению подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
  • нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;
  • документы по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
  • эксплуатационная документация, сертификаты или декларации соответствия, разрешения на применение технических устройств на опасных производственных объектах, в том числе приборов и систем контроля за производственными процессами, в соответствии с установленными требованиями;
  • документы по проведению диагностики, испытаниям, освидетельствованию сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
  • документы по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц;
  • распоряжения и предписания Ростехнадзора и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями, и документы по их выполнению;
  • мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями или документы об аттестации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников;
  • документы по учету, техническому расследованию, анализу и профилактике причин аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
  • технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами промышленной безопасности, иными нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности.

Регистрация в Ростехнадзоре газовых котельных и сетей газопотребления

В соответствии с требованиями федерального законодательства в области промышленной безопасности эксплуатирующая газифицированную котельную организация не позднее десяти рабочих дней с момента ввода котельной в эксплуатацию обязана обратиться в Ростехнадзор с заявлением о регистрации котельной в качестве ОПО.

Газифицированные котельные классифицируются как опасные производственные объекты по следующим признакам опасности:

  • использование опасного вещества (природный газ);
  • использование оборудования, работающего под избыточным давлением (свыше 0,07 МПа).

«С какой мощности котельная поднадзорна Ростехнадзору?» – с таким вопросом к нам регулярно обращаются заказчики. Такие параметры, как «установленная мощность», «количество МВт» — не рассматриваются в целях квалификации котельной, как ОПО.

Для квалификации газифицированной котельной в качестве ОПО должно соблюдаться хотя бы одно из двух условий:

— сеть газопотребления (газопровод), работающая под давлением природного или сжиженного углеводородного газа свыше 0,005 МПа (за исключением сети газопотребления жилых зданий);

— использование природного или сжиженного углеводородного газа в количестве, превышающем 1 тонну. Масса газа рассчитывается путем произведения объема сети, вычисленного посредством суммирования отдельных участков сети, на максимально возможное давление газа в сети, умноженное на плотность природного газа.

Котельная готова к сдаче Ростехнадзору

Газифицированная котельная является ключевым элементом производственно-технологического комплекса, куда входят наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства (ГРП, ГРПШ, ШРП и т.д.), газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий в зданиях и сооружениях на территории организации.

В целях применения законодательства о промышленной безопасности сети газопотребления и газораспределения идентифицируются по следующим существенным признакам, рассматриваемым исключительно в совокупности:

  • назначение,
  • состав объектов, входящих в сети газопотребления и газораспределения,
  • давление природного газа.

Наши специалисты проводят идентификацию газового оборудования. Какие документы рассматриваются при идентификации?

Допуск энергоустановки (электроустановки) в эксплуатацию: как получить разрешение

Допуск энергоустановки в эксплуатацию — важный этап присоединения потребителей к электрическим сетям. В отсутствие проведенного допуска, напряжение на объект не будет подано.

Допуск электроустановки осуществляется специальным уполномоченным органом — Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Однако не для каждого объекта требуется получать разрешение на допуск в эксплуатацию.

С 30 января 2021 года Постановлением Правительства РФ №85 введены новые «Правила выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок».

В этом нормативном документе содержится информация о порядке получения разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановки.

Мы разобрали основные вопросы получения разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки, для удобства все необходимые сведения изложили в формате вопрос — ответ и дополнили своими комментариями.

На какие объекты распространяется обязанность получать разрешение на допуск энергоустановки в эксплуатацию?

Получать разрешение на допуск в эксплуатацию энергосустановки необходимо в отношении следующих объектов:

  • объектов генерации (производства электроэнергии);
  • энергопринимающих устройств потребителей;
  • объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций и владельцев электрических сетей;
  • объектов теплоэнергетики (котельные и теплопринимающиие объекты);
  • для электролабораторий ( в отношении энергопринимающих установок, которые используются для испытаний)

В каких случаях потребителям необходимо получать разрешение на допуск энергоустановки в эксплуатацию?

Потребители должны получить разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки в следующих случаях:

1. При присоединении к электросетям построенных объектов:

  • максимальная мощность которых превышает 670 кВт, независимо от категории надежности и уровня напряжения на которых они присоединены к электросетям;
  • максимальная мощность которых составляет от 150 до 670 кВт, присоединенных к электросетям выше 20 кВ по 2 или 1 категории надежности;
  • вне зависимости от максимальной мощности, энергоустановки, присоединенные к электросетям выше 20 кВ;
  • вне зависимости от максимальной мощности энергоустановки по 1 категории надежности.
  • для частных домов с максимальной мощностью СВЫШЕ 15 КВт.
Читать статью  Технико-экономическое обоснование проектов энергосбережения

2. При вводе в эксплуатацию собственного объекта генерации, присоединяемого к электрическим сетям сетевой организации.

3. При реконструкции указанных в п.1. и 2. энергоустановок.

Не требуется разрешение на допуск энергоустановки в эксплуатацию в случае смены владельца энергопринимающиего устройтва, а также для энергопринимающих устройтв менее 150 кВт (юр. лица и ИП) и энергопринимающих устройтв менее 15 кВт (физические лица в отношении частных домов).

С помощью этих простых схем можно определить, необходимо ли оформлять допуск объекта в экслуатацию в Ростехнадзоре.

Схема для юридических лиц и предпринимателей:

Допуск в эксплуатацию электроустановок юр лиц и ИП

Схема для физических лиц:

Допуск в эксплуатацию для физических лиц

В случае, если строительство или реконструкция объекта производится по этапам, то получение допуска в эксплуатацию производится в отношении оборудования также поэтапно.

После завершения строительства или реконструкции всего объекта, разрешение выдается на весь объект в целом.

Какие бывают виды разрешений на допуск в эксплуатацию?

  • Разрешение, выдаваемое с постоянным сроком действия.
  • Временное разрешение. Временное разрешение выдается для пробных пусков и комплексных испытаний, пусконаладочных работ.
  • Разрешение, полученное в уведомительном (упрощенном) порядке.

Уведомительный (упрощенный) порядок допуска в эксплуатацию.

Уведомительный порядок доступен для следующих потребителей:

  1. Потребителям с максимальной мощностью до 150 кВт, присоединенных к электросетям до 20 кВ по второй или третьей категории надежности;
  2. Потребителям с максимальной мощностью от 150 кВт до 670 кВт, присоединенных к электросетям до 20 кВ по третьей категории надежности;

Согласно уведомительному (упрощенному) порядку, потребители считаются получившие разрешение на допуск в эксплуатацию с даты направления в орган Ростехнадзора уведомления о допуске.

Уведомление о допуске должно быть направлено в адрес территориального отделения Ростехнадзора не позднее 5 дней с момента выдачи потребителю сетевой организацией акта о выполнении технических условий.

Уведомление должно содержать реквизиты заявителя; наименование и местонахождение энергопринимающих устройств заявителя, максимальная мощность энергопринимающих устройств и класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя; сведения о назначении ответственного за электрохозяйство и (или) его заместителе с указанием фамилии, имени, отчества, группы по электробезопасности и контактной информации.

Упрощенное уведомление направляется с приложением копий следующих документов:

а) копия технических условий;

б) копия акта о выполнении заявителем технических условий

в) копии разделов проектной документации (когда разработка проекта требуется).

Для уведомительного (упрощенного) порядка допуска, получение разрешения в бумажном виде не требуется. Проверка энергоустановки Ростехнадзором не осуществляется.

Как подается заявление?

Заявление о выдаче разрешения на допуск и документы к нему может подаваться в любом из следующих вариантов:

Вариант 1: В бумажном виде.

В таком случае заявление направляется в адрес территориального отделения Ростехнадзора по месту расположения энергоустановки. Отправка производится заказным письмом Почтой России с уведомлением о вручении.

Найти информацию о нужном Вам территориальном отделении Ростехнадзора можно здесь .

Вариант 2: В электронном виде на портале Госуслуги .

При выборе такого варианта подачи заявления, заявление должно быть подписано:

— если заявление подает физическое лицо — простой электронной подписью.

— если заявление подает юридическое лицо — усиленной электронно-цифровой подписью.

В электронном виде документы можно подать только с 01.01.2022 года, до этой даты документы можно подавать только на бумажном носителе.

Какие документы необходимо приложить к заявлению?

Для юридических лиц и организаций к заявлению необходимо приложить следующие документы:

а) копии документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего заявителя, а также владение допускаемым объектом на праве собственности или ином законном основании или земельным участком, на котором расположен допускаемый объект (в случае если права на допускаемый объект не зарегистрированы);

б) копия заключения о соответствии построенного объекта проектной документации (при наличии);

в) копия акта о выполнении технических условий (акта о выполнении этапа технических условий);

г) Реестр (список или поименованный перечень) документов с их реквизитами, при этом сами документы не прикладываются и предъявляются инспектору Ростехнадзора в процессе проведения проверки.

В процессе проведения проверки (осмотра), инспектор может потребовать предъявить следующие документы:

  • однолинейные схемы первичных электрических соединений;
  • инструкции по охране труда для оперативного, оперативно-ремонтного персонала допускаемого объекта;
  • должностные инструкции оперативного, оперативно-ремонтного персонала по каждому рабочему месту;
  • договор на эксплуатационное обслуживание, в том числе на оперативно-технологическое управление, с эксплуатирующей организацией — при отсутствии у заявителя собственного эксплуатирующего персонала (на объекте представляются копии 1-го листа и листа с подписями сторон);
  • список лиц, допущенных к ведению оперативных переговоров и производству переключений в электроустановках;
  • организационно-распорядительный документ о назначении ответственного за электрохозяйство и его заместителя;
  • организационно-распорядительные документы, подтверждающие наличие допуска к самостоятельной работе оперативного, оперативно-ремонтного персонала;
  • список имеющихся в наличии защитных средств в соответствии с правилами охраны труда;
  • производственные инструкции по эксплуатации электроустановок, в том числе по организации и осуществлению оперативно-технологического управления, в объеме технических решений, соответствующем заявлению о выдаче разрешения на допуск;
  • журнал (оперативный, распоряжений, релейной защиты и автоматики, телемеханики, проверки знаний, вводного инструктажа по охране труда электротехнического персонала, учета и содержания средств защиты, учета работ по нарядам и распоряжениям), журнал (картотека) диспетчерских и оперативных заявок (на объекте представляется на бумажном носителе или в электронном виде);

д) протоколы испытаний и акты опробования систем инженерно-технического обеспечения, электрооборудования, индивидуальных испытаний оборудования и функциональных испытаний отдельных систем, не требующих подключения объекта, оборудования к внешней электрической сети, которые включаются также в перечень документов, предусмотренный подпунктом «г» настоящего пункта, при отсутствии заключения о соответствии построенного объекта проектной документации;

е) копия документа, подтверждающего успешное проведение комплексного опробования в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики (при получении разрешения на допуск в эксплуатацию, в случае если ранее на вводимый объект выдавалось временное разрешение).

ВАЖНО! Орган федерального государственного энергетического надзора в ходе осмотра вправе запросить документы, указанные в п. г) и д). Эти документы к заявлению о выдаче разрешения на допуск не прилагаются, в заявлении указываются только их перечень с указанием реквизитов документов (номер и дата).

Для физических лиц, в отношении объектов для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, действует особый порядок предоставления документов.

Физическое лицо должно предоставить только копии следующих документов:

а) копии документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего заявителя, а также владение допускаемым объектом на праве собственности или ином законном основании или земельным участком, на котором расположен допускаемый объект (в случае если права на допускаемый объект не зарегистрированы);

б) перечень документов, представление которых осуществляется в ходе осмотра допускаемого объекта:

— однолинейные схемы первичных электрических соединений;

в) протоколы испытаний и акты опробования систем инженерно-технического обеспечения, электрооборудования, индивидуальных испытаний оборудования и функциональных испытаний отдельных систем, не требующих подключения объекта, оборудования к внешней электрической сети, которые включаются также в перечень документов, предусмотренный подпунктом «г» настоящего пункта, при отсутствии заключения о соответствии построенного объекта проектной документации;

г) копия документа, подтверждающего успешное проведение комплексного опробования в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики (при получении разрешения на допуск в эксплуатацию, в случае если ранее на вводимый объект выдавалось временное разрешение).

В какие сроки Ростехнадзор обрабатывает полученные заявления?

5 рабочих дней Ростехнадзор обрабатывает заявление со дня его поступления.

По результатам рассмотрения заявления, Ростехнадзор направляет уведомление Почтой России, в котором указывает один из вариантов:

  • об оставлении заявления без рассмотрения и предложением устранить несоответствие заявления (на исправление замечаний заявителю дается 10 рабочих дней);
  • о приеме заявления о выдаче разрешения на допуск к рассмотрению и предлагаемых дате и времени осмотра допускаемого объекта.

Как проводится проверка Ростехнадзором?

Осмотр допускаемого объекта проводится одним или несколькими инспекторами Ростехнадзора без привлечения иных лиц.

Инспекторы проводят осмотр оборудования и указанных выше документов.

Какое оборудование может проверять инспектор Ростехнадора в ходе проверки?

Перечень оборудования, которое может осмотреть Ростехнадзор закреплён в приложении №3 к Правилам.

Так, при допуске в составе энергопринимающей установки, инспектор может проверять:

  • аппараты, агрегаты, механизмы, трансформаторы, электротехническое оборудование трансформаторных подстанций, заземляющие устройства, шинные мосты и гибкие связи напряжением 1 кВ и выше, силовые кабельные линии напряжением 1 кВ и выше, электродвигатели (машины) постоянного и переменного тока напряжением 1 кВ и выше с пускорегулирующими устройствами, электротехническое оборудование источников энергии, используемых в составе энергопринимающей установки, иное оборудование, предназначенное для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях ее потребления (использования, транспортировки);
  • автономные резервные источники питания, установка которых требуется с учетом категории надежности электроснабжения или наличия у потребителя электрической энергии электроприемников, для которых установлена технологическая или аварийная броня.

Так, при допуске в составе объекта по производству электрической энергии, объекта электросетевого хозяйства:

  • паровые турбины; газовые турбины; гидравлические турбины; вращающиеся электрические машины (генераторы, синхронные компенсаторы совместно с системами возбуждения); силовые трансформаторы (автотрансформаторы);
  • электротехническое оборудование трансформаторных подстанций, распределительных устройств, распределительных пунктов (кроме щитов учета электрической энергии); линии электропередачи (кроме щитов учета, а также участков линии от магистрали до щитов учета, смонтированных на опорах, и далее проложенных до энергопринимающих установок потребителя электрической энергии); шинные мосты и гибкие связи, силовые кабельные линии напряжением 1 кВ и выше;
  • электродвигатели (машины) постоянного и переменного тока напряжением 1 кВ и выше с пускорегулирующими устройствами; электротехническое оборудование собственных нужд;
  • источники электроснабжения системы собственных нужд; системы оперативного тока (аккумуляторные батареи, зарядные устройства, устройства стабилизации напряжения, щиты постоянного тока); комплексы и устройства релейной защиты и автоматики; средства диспетчерского и технологического управления; заземляющие устройства; насосное оборудование с приводом от электродвигателя; теплообменное оборудование; оборудование поддержания водно-химического режима; технологические защиты и автоматика, обеспечивающие безопасную работу объекта по производству электрической энергии, трубопроводы и арматура, запорно-регулирующая и аварийно-предохранительная арматура;
  • вспомогательное оборудование (дымососы, вентиляторы, деаэраторы, баки аккумуляторы, питательные баки, конденсатные баки, сепараторы); резервное топливное хозяйство.
Читать статью  Что такое технико-экономическое обоснование энергосбережения

Результаты рассмотрения документов фиксируются в акте осмотра.

При наличии оснований для отказа в выдаче разрешения, инспектор в акте указывает основания такого отказа со ссылкой на соответствующее требование, установленное норматино-правовым актом. В акте инспектор должен указать все вывленные нарушения.

Какие сроки проведения проверки по заявления?

Действуют следующие сроки:

  • 20 рабочих дней — для временного разрешения;
  • 10 рабочих дней — для постоянного разрешения;
  • 7 рабочих дней — для постоянного разрешения, если ранее было выдано временное разрешение.

В указанные сроки по результатам проверки Ростехнадзор направляет один из следующих документов:

  • разрешение на допуск;
  • уведомление об отказе в выдаче разрешения на допуск с указанием причин отказа.

К разрешению на допуск (уведомлению об отказе в выдаче разрешения на допуск), указанному в настоящем пункте, прилагается копия акта осмотра допускаемого объекта.

График проверок Ростехнадзора в 2021 году в условиях пандемии коронавируса

Картинка График проверок Ростехнадзора в 2021 году в условиях пандемии коронавируса

Пандемия коронавирусной инфекции стала общемировой проблемой, которая затронула и нашу страну. Нельзя не признать, что для отечественной экономики это стало серьезным ударом. Сначала для остановки быстрого распространения вируса в государстве был объявлен всеобщий режим самоизоляции: работать разрешили только отдельным немногочисленным категориям предприятий, работы которых была остро необходима для поддержания жизнедеятельности общества в таких условиях. В их список вошли аптеки, продуктовые магазины, медицинские организации, предприятия ЖХК и некоторые другие.

В первой половине мая 2020 года всеобщий карантин был смягчен, однако практика показала, что до восстановления нормального состояния экономики все еще далеко. Во-первых, запрет на работу все еще действует для многих компаний, работа которых предполагает массовые контакты граждан с персоналом и между собой – это касается всевозможных развлекательных центров, спортивных объектов и проч. Во-вторых, даже те компании, которые получили право возобновить работу, столкнулись с заметным падением платежеспособного спроса: это касается как организаций, ориентированных на конечных розничных потребителей, так и крупных промышленных предприятий.

Организация государственного контроля: введенные ограничения

Российское Правительство приняло несколько серьезных экономических и административных мер, ориентированных на поддержание благополучия отечественной экономики. Помимо прямых денежных вливаний и косвенной финансовой поддержки, выразившейся в предоставлении, например, арендных и налоговых каникул отдельным категориям организаций, в их список вошли также нефинансовые меры, которые также способны заметно облегчить жизнь российским компаниям.

Одной из таких мер стали введенные ограничения в области выполнения государственного контроля деятельности коммерческих компаний. В России работают около 30 уполномоченных госорганов, которые наделены полномочиями по контролю работы подведомственных им компаний. При этом каждая проверка – это серьезное испытание для организации. Во-первых, к ней нужно подготовиться, собрав необходимые документы и проверив выполнение действующих требований. Во-вторых, в ходе выполнения контролирующих мероприятий обычно задействуются несколько сотрудников организации, которые сопровождают инспекторов и дают им ответы на интересующие вопросы. Это затрудняет функционирование компании в нормальном режиме.

Чтобы исключить воздействие этого фактора на работу организаций, которые и так пребывают в сложном положении, Правительство ввело временный запрет на проведение большинства типов проверок. Однако действие этого запрета будет различаться для разных контролирующих органов. В этом материале мы выясним, каким образом будет вести контролирующую деятельность в 2021 году Ростехнадзор.

Изображение График проверок Ростехнадзора в 2020 году в условиях пандемии коронавируса

Основные принципы контролирующей деятельности Ростехнадзора

Ростехнадзор выступает в роли государственного органа, который производит контроль работы организаций в следующих сферах:

  • промышленность;
  • строительство;
  • энергетика;
  • горнодобывающие работы;
  • атомная энергетика;
  • работа гидротехнических сооружений.

Ведомство проводит проверки подконтрольных ему организаций в плановом и внеплановом формате. Внеплановые контролирующие мероприятия назначаются в случае появления оснований для них – это может быть, например, авария на предприятии или жалоба на нарушение им правил безопасности. Плановый контроль проводится по заранее утвержденному графику, который принимается Генеральной прокуратурой РФ. Он должен быть согласован не позднее 31 декабря года, предшествующего организации таких мероприятий. Чтобы предоставить компаниям возможность ознакомления с графиком, он размещается в открытом доступе на сайте Генпрокуратуры, а также региональных порталах Ростехнадзора отдельно по каждому субъекту Федерации.

В последние годы выполнение контролирующих работ производится на базе применения принципов риск-ориентированного подхода. Он предполагает прямую зависимость частоты проверок конкретного предприятия в зависимости от присвоенной ему категории риска отрицательных последствий его деятельности. Порядок отнесения компании к конкретной категории определяется постановлением Правительства от 17.08.2016 г. № 806. Согласно этому нормативному документу Ростехнадзор разделяет все подконтрольные ему организации на следующие категории риска:

  • чрезвычайно высокий – проверки для таких предприятий проводятся каждый год;
  • высокий – проверки проводятся раз в 2 года;
  • значительный – проверки организуются раз в 3 года;
  • средний – проверки назначаются раз в 4 года;
  • умеренный – организация проверок возможна не чаще раза в 6 лет;
  • низкий – плановые проверки не проводятся.

Согласно действующему порядку Ростехнадзор обязан публиковать списки компаний, которые отнесены к наиболее значительным категориям риска – от средней до чрезвычайно высокой. Руководство компании, которое полагает, что организация внесена в соответствующий блок списка ошибочно, вправе подать мотивированное заявление о пересмотрен присвоенной категории, которое будет рассмотрено в установленном порядке.

Отметим, что перечисленные ограничения касаются только контрольных проверок, выполняемых в плановом порядке. Они не распространяются на выполнение внеплановых проверок, которые могут назначаться по мере появления необходимости, в том числе для предприятий, отнесенных к низкой категории риска.

Ограничения по проведению проверок в 2021 году

Правительство РФ приняло постановление от 3 апреля 2020 года N 438, которое касается всех типов контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой уполномоченными государственными органами. Немного позднее положения этого нормативного документа были уточнены постановлением Правительства от 22 апреля 2020 года N 557. Согласно этим правовым актам, вплоть до 31 декабря введен запрет на выполнение плановых проверок в отношении следующих категорий организаций:

  • малые и средние организации, которым этот статус присвоен на основании критериев, сформулированных в статье 4 федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ. Они включают ограничения по количеству работников предприятия, объему полученного им дохода и юридическому статусу компании. Все эти параметры для целей интересующего нас постановления учитываются по состоянию на прошлый, то есть 2019 год. При этом дополнительным условием реализации такого запрета становится присутствие компании в Едином реестре субъектов МСП, который ведется в России;
  • все другие типы компаний, кроме тех, которые в соответствии с действующим законодательством принадлежат к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.

Требования интересующего нас нормативного документа выполняются путем пересмотра ранее утвержденного графика плановых проверок. Все компании, в отношении которых введен запрет на их проведение, подлежат исключению из графика.

Особенности применения ограничений в деятельности Ростехнадзора: плановые проверки

Контролирующая деятельность Ростехнадзора имеет особую значимость: от тщательности ее выполнения зависит работа крупнейших предприятий, а значит, и безопасность персонала этих компаний, а также людей, живущих на близлежащих территориях. Неудивительно, что введенные Правительством ограничения по ее выполнению потребовали уточнений и разъяснений о том, как будут реализовываться проверки. Чтобы дать ответы на все вопросы, появившиеся у представителей подконтрольных организаций, 28 апреля 2020 года ведомство опубликовало отдельное письмо, в котором уточнило основные положения, подлежащие применению в период действия постановления № 438 – то есть до конца 2020 года.

В части, касающейся организации плановых проверок, государственный орган сообщил следующее. В соответствии с требованиями законодательства, включая федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ, посвященный защите прав юрлиц и предпринимателей, не подлежат отмене плановые мероприятия следующих видов:

  • проверки устранения ранее выявленных нарушений, которые послужили основанием для применения к организации административного наказания в форме временной остановки работы предприятия;
  • плановые проверки деятельности органов госвласти и местного самоуправления;
  • обследования гидротехнических конструкций и сооружений, которые выполняются в целях последующей разработки декларации безопасности при эксплуатации, консервации или ликвидации таких объектов;
  • обследования, необходимые для выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию разных типов энергоустановок;
  • контрольные осмотры подъемного оборудования, включая лифты, эскалаторы, травалаторы и подъемные платформы для инвалидов, кроме случаев, когда это оборудование используется в метрополитене;
  • мероприятия, выполняемые для ввода в эксплуатацию подъемного оборудования, эскалаторов в метрополитене, канатных дорог, фуникулеров, а также оборудования, эксплуатируемого под избыточным давлением;
  • все другие плановые проверочные мероприятия, которые предполагается проводить на объектах повышенной опасности, в отношении которых действующим законодательством введен режим постоянного государственного контроля;
  • плановые проверки, запланированные к проведению на объектах, которые в рамках риск-ориентированного подхода принадлежат к категории высокого риска.

Плановые проверки, основания для проведения которых не входят в приведенный список, подлежат исключению из ранее согласованного графика. Невыполнение этого требования, подчеркивает Ростехнадзор в своем письме, рассматривается как нарушение действующего законодательства.

Внеплановые проверки Ростехнадзора

Согласно разъяснениям уполномоченного ведомства, в 2021 году в соответствии с действующим законодательством и ограничениями, обусловленными распространением коронавирусной инфекции, будут проводиться внеплановые проверки, организуемые по следующим основаниям:

  • необходимость расследования обстоятельств и причин аварий и несчастных случаев на производственных предприятиях;
  • причинение вреда здоровью или жизни граждан либо угроза причинения такого вреда (по согласованию с прокуратурой). Если факты причинения такого вреда имели место на объектах I или II класса опасности, инспекторы Ростехнадзора вправе начать проверку в срочном порядке, лишь уведомив об этом органы прокуратуры;
  • необходимость проверки устранения ранее обнаруженных нарушений, в отношении которых виновнику было выдано предписание об их устранении;
  • необходимость проверки соблюдения лицензионных требований при получении заявления на выдачу разрешения на ведение лицензируемого вида деятельности.

При выполнении как плановых, так и внеплановых проверок результаты таких мероприятий должны быть внесены в единый государственный реестр. Его формирование и ведение реализуется в соответствии с правилами, зафиксированными в постановлении Правительства от 28 апреля 2015 г. N 415. Еще одним общим требованием при выполнении любых видов контрольно-надзорной деятельности становится выполнение правил безопасности в условиях распространения коронавирусной инфекции. Например, при организации выездных проверок, которые хотя и сведены к минимуму, но в отдельных ситуациях все-таки проводятся, инспекторы в обязательном порядке должны носить лицевые маски и перчатки, а также соблюдать социальную дистанцию с другими сотрудниками ведомства и работниками проверяемого предприятия.

Источник https://xn--80aeg0cdgk.xn--p1ai/pribory-dlya-tepla/registraciya-kotelnoj.html

Источник https://www.energo-konsultant.ru/sovets/elektrosnabgenie/yuridicheskim_licam/prochie_voprosi_energosnabgeniya/dopusk_energoustanovki_v_ekspluataciyu_novye_pravila_polucheniya_razresheniya/

Источник https://www.centrattek.ru/info/proverki-rostekhnadzora-v-2020-godu-v-usloviyah-koronavirusa-grafik/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: