Газовая арматура и оборудование
Газовой арматурой называют различные приспособления и устройства, монтируемые на газопроводах, аппаратах и приборах, с помощью которых осуществляют включение, отключение, изменение количества, давления или направления газового потока, а также удаление газов.
Классификация газовой арматуры.
По назначению существующие виды газовой арматуры подразделяются:
- на запорную арматуру — для периодических герметичных отключений отдельных участков газопровода, аппаратуры и приборов;
- предохранительную арматуру — для предупреждения возможности повышения давления газа сверх установленных пределов;
- арматуру обратного действия — для предотвращения движения газа в обратном направлении;
- аварийную и отсечную арматуру — для автоматического прекращения движения газа к аварийному участку при нарушении заданного режима.
При выборе газового оборудования и арматуры необходимо руководствоваться действующими ГОСТ и СП.
Ценные сведения содержатся в материалах научно-исследова- тельекого центра промышленного газового оборудования «Газовик» (НИЦ ПГО «Газовик»), который занимается сбором, анализом, проверкой достоверности информации о степени качества, надежности, конкурентоспособности и безопасности продукции промышленного газового оборудования.
Вся арматура, применяемая в газовом хозяйстве, стандартизирована. По принятому условному обозначению шифр каждого изделия арматуры состоит из четырех частей. На первом месте стоит номер, обозначающий вид арматуры (таблица ниже).
Условные обозначения вида арматуры
Краны для трубопроводов
Клапаны обратные поворотные
Клапаны обратные подъемные
На втором — условное обозначение материала, из которого изготовлен корпус арматуры (таблица ниже).
Условные обозначения материалов корпуса арматуры
Латунь и бронза
Сталь кислотостойкая и нержавеющая
На третьем — порядковый номер изделия. На четвертом — условное обозначение материала уплотнительных колец: б — бронза или латунь; нж — нержавеющая сталь; р — резина; э — эбонит; бт — баббит; бк — в корпусе и на затворе нет специальных уплотнительных колец.
Например, обозначение крана ПбЮбк расшифровывается так:
11 — вид арматуры (кран), б — материал корпуса (латунь), 10 — порядковый номер изделия, бк — тип уплотнения (без колец).
Большинство видов арматуры состоит из запорного или дроссельного устройства. Эти устройства представляют собой закрытый крышкой корпус, внутри которого перемещается затвор.
Перемещение затвора внутри корпуса относительно его седел изменяет площадь отверстия для прохода газа, что сопровождается изменением гидравлического сопротивления.
В запорных устройствах поверхности затвора и седла, соприкасающиеся во время отключения частей газопровода, называют уплотнительными. В дроссельных устройствах поверхности затвора и седла, образующие регулируемый проход для газа, называют дроссельными.
Запорная арматура.
К запорной арматуре относят различные устройства, предназначенные для герметичного отключения отдельных участков газопровода. Они должны обеспечивать герметичность отключения, быстроту открытия и закрытия, удобство в обслуживании и малое гидравлическое сопротивление.
В качестве запорной арматуры на газопроводах применяют задвижки, краны, вентили.
Наиболее распространенный вид запорной арматуры — задвижки (рисунок ниже), в которых поток газа или полное его прекращение регулируют изменением положения затвора вдоль уплотняющих поверхностей. Это достигается вращением маховика. Шпиндель может быть выдвижным или невыдвижным. Невыдвижной шпиндель при вращении маховика перемещается вокруг своей оси вместе с маховиком. В зависимости от того, в какую сторону вращается маховик, нарезная втулка затвора перемещается по резьбе на нижней части шпинделя вниз или вверх и соответственно опускает или поднимает затвор задвижки. Задвижки с выдвижным шпинделем обеспечивают перемещение шпинделя и связанного с ним затвора путем вращения резьбовой втулки, закрепленной в центре маховика.
Для газопроводов давлением до 0,6 МПа используют задвижки из серого чугуна, а для газопроводов давлением более 0,6 МПа — из стали.
Затворы задвижек могут быть параллельными и клиновыми. У параллельных затворов уплотнительные поверхности расположены параллельно, между ними находится распорный клин.
Задвижки
а — параллельная с вьадвижным шпинделем: 1 — корпус; 2- запорные диски; 3 — клин; 4 — шпиндель; 5 — маховик; 6 — сальниковая набивка; 7 — уплотнительные поверхности корпуса; б — клиновая с невыдвижным шпинделем: 1 — клин; 2- крышка; 3 — втулка; 4 — гайка; J — маховик; 6 — сальник; 7 — буртик; 8 — шпиндель
При закрытии задвижки клин упирается в дно задвижки и раздвигает диски, которые своими уплотнительными поверхностями создают необходимую плотность. В клиновых затворах боковые поверхности затвора расположены не параллельно, а наклонно. Причем эти задвижки могут быть со сплошным затвором и затвором, состоящим из двух дисков. На подземных газопроводах целесообразно устанавливать параллельные задвижки.
Однако задвижки не всегда обеспечивают герметичность отключения, так как часто уплотнительные поверхности и дно задвижки загрязняются. Кроме того, при эксплуатации задвижек с неполностью открытым затвором диски истираются и приходят в негодность.
Все отремонтированные и вновь устанавливаемые задвижки необходимо проверять на плотность керосином. Для этого задвижку следует установить в горизонтальное положение и залить сверху керосин, с другой стороны затвор окрашивают мелом. Если задвижка плотная, то на затворе не будет керосиновых пятен.
На подземных газопроводах задвижки монтируют в специальных колодцах (рисунок ниже) из сборного железобетона или красного кирпича. Перекрытие колодца должно быть съемным для удобства его разборки при производстве ремонтных работ.
Устройство газовых колодцев
а — установка задвижки в колодце: 1 — футляр; 2 — задвижка; 3 — ковер; 4 — люк; 5 — линзовый компенсатор; 6 — газопровод; б -устройство малогабаритного колодца: 1 — отвод; 2 — кран; 3 — прокладка; 4 — стенка колодца
Колодцы имеют люки, которые легко открываются для осмотра и производства ремонтных работ. На проезжей части дороги люки устанавливают на уровне дорожного покрытия, а на незамощенных проездах — выше уровня земли на 5 см с устройством вокруг люков отмостки диаметром 1 м. Там, где возможно, рекомендуется управление задвижкой вывести под ковер.
В местах пересечения газопроводами стенок колодца устанавливают футляры, которые для плотности заделывают битумом. Колодцы должны быть водонепроницаемыми. Эффективное средство против проникновения грунтовых вод — гидроизоляция стенок колодцев. На случай проникновения воды в колодцах устраивают специальные приямки для ее сбора и удаления.
На газопроводах диаметром до 100 мм при транспортировании осушенного газа устраивают малогабаритные колодцы (рисунок выше) с установкой арматуры в верхней части, что обеспечивает обслуживание арматуры с поверхности земли. В таких колодцах вместо задвижек устанавливают краны.
В кранах с принудительной смазкой (рисунок ниже) герметизация достигается за счет введения между уплотняющими поверхностями специальной консистентной смазки под давлением. Заправленная в пустотелый канал верхней части пробки смазка завинчиванием болта нагнетается по каналам в зазор между корпусом и пробкой. Пробка несколько приподнимается вверх, увеличивая зазор и обеспечивая легкость поворота, шариковый клапан и латунная прокладка предотвращают выдавливание смазки и проникновение газа наружу.
Чугунный кран со смазкой под давлением
1 — каналы; 2 — основание пробки; 3 — болт; 4 — шариковый клапан; 5 — прокладка
Помимо кранов со смазкой применяют простые поворотные краны, которые подразделяют на натяжные, сальниковые и самоуплотняющиеся. Эти краны устанавливают на надземных и внутриобъектовых газопроводах и вспомогательных линиях (импульсные и продувочные газопроводы, головки конденсатосборников, вводы).
В натяжных кранах взаимное прижатие уплотнительных поверхностей пробки и корпуса достигается навинчиванием натяжной гайки на резьбовой конец пробки, снабженный шайбой.
Для создания натяжения пробки конец ее конической части не должен доходить до шайбы на 2-3 мм, а нижняя часть внутренней поверхности корпуса должна иметь цилиндрическую выточку. Это дает возможность по мере износа пробки крана опускать ее ниже, натягивая гайку хвостовика, и тем самым обеспечивать плотность.
Конденсатосборники.
Для сбора и удаления конденсата и воды в низких точках газопроводов сооружают конденсатосборники (рисунок ниже).
Конденсатосборники
а — высокого давления; б — низкого давления; 1 — кожух; 2 — внутренняя трубка; 3 — контакт; 4 — контргайка; 5 — кран; 6 — ковер; 7 — пробка; 8 — подушка под ковер железобетонная; 9 — электрод заземления; 10 — корпус конденсатосборника; 11 — газопровод; 12 — прокладка; 13 — муфта; 14 — стояк
В зависимости от влажности транспортируемого газа конденсатосборники могут быть большей емкости — для влажного газа и меньшей — для сухого газа. В зависимости от величины давления газа их разделяют на конденсатосборники низкого, среднего и высокого давлений.
Конденсатосборник низкого давления представляет собой емкость, снабженную дюймовой трубкой, которая выведена под ковер и заканчивается муфтой и пробкой. Через трубку удаляют конденсат, продувают газопровод и замеряют давление газа.
Конденсатосборники среднего и высокого давлений по конструкции несколько отличаются от конденсатосборников низкого давления. В них имеется дополнительная защитная трубка, а также кран на внутреннем стояке. Отверстие в верхней части стояка служит для выравнивания давления газа в стояке и футляре. Если бы отверстия не было, то конденсат под давлением газа постоянно заполнял бы стояк. При пониженных температурах возможны замерзание конденсата и разрыв стояков.
Под действием давления газа происходит автоматическая откачка конденсата. При закрытом кране газ оказывает противодействие на конденсат, который под действием своей массы опускается вниз. При открывании крана противодействие прекращается и конденсат выходит на поверхность.
Компенсаторы.
В процессе эксплуатации газопроводов величина изменения температуры может достигать нескольких градусов, что вызывает напряжения в несколько десятков МПа. Поэтому для предотвращения разрушения газопровода от температурных воздействий необходимо обеспечить его свободное перемещение. Устройствами, обеспечивающими свободное перемещение труб, являются компенсаторы — линзовые, лирообразные и П-образные. На подземных газопроводах наибольшее распространение получили линзовые компенсаторы (рисунок ниже).
Линзовый компенсатор
1 — патрубок; 2 — фланец; 3 — рубашка; 4 — полулинза; 5 — ребро; 6 — лапа; 7 — гайка; 8 — тяга
Линзовые компенсаторы изготавливают сваркой из штампованных полулинз. Для уменьшения гидравлических сопротивлений и предотвращения засорения внутри компенсатора устанавливают
направляющий патрубок, приваренный к внутренней поверхности компенсатора со стороны входа газа. Нижняя часть линз через отверстия в направляющем патрубке заливается битумом для предупреждения скопления и замерзания в них воды.
При монтаже компенсатора в зимнее время его необходимо немного растянуть, а в летнее — сжать стяжными тягами. После монтажа тяги надо снять. Компенсаторы при установке их рядом с задвижками или другими устройствами обеспечивают возможность свободного демонтажа фланцевой арматуры и замены прокладок (рисунок ниже).
Установка компенсаторов
а — линзового с задвижкой; б — резинотканевого; 1 — нижний кожух; 2 — верхний кожух; 3 — штифт; 4 — муфта; 5 — насадка; 6 — колпак; 7 — ковер малый; 8 — подушка под ковер; 9 — труба водогазопроводная усиленная; 10 — фланец приварной; 11 — задвижка; 12, 14 — прокладки; 13 — компенсатор двухлинзовый
Ввиду того что в колодцах очень часто находится вода, гайки и стяжные болты ржавеют, поэтому работа с ними затрудняется, а в отдельных случаях эксплуатационный персонал оставляет стяжные болты на линзовых компенсаторах, не свертывая гайки. Линзовый компенсатор перестает выполнять свою функцию, поэтому новые конструкции компенсаторов не предусматривают стяжных болтов. При ремонтах применяют струбцину для сжатия компенсаторов.
В связи с тем что компенсаторы выполнены из тонкостенной стали толщиной 3-5 мм, они не могут быть равнопрочны трубе. Ограниченность давления — основной недостаток линзовых компенсаторов. Для увеличения допустимого давления компенсаторы изготовляются из более прочной стали, с большим количеством волн, но меньшей высоты.
Существуют компенсаторы, выполненные из гнутых, обычно цельнотянутых труб (П-образные и лирообразные). Основной недостаток таких компенсаторов — большие габариты. Это ограничивает их применение на трубопроводах больших диаметров. В практике газоснабжения гнутые компенсаторы распространения не получили и совершенно не применяются в качестве монтажных компенсаторов при установке задвижек.
Большим достоинством обладают резинотканевые компенсаторы (рисунок выше). Они способны воспринимать деформации не только в продольном, но и в поперечном направлениях. Это позволяет использовать их для газопроводов, прокладываемых на территориях горных выработок и в сейсмоопасных районах.
Промышленное газовое оборудование: виды, применение. БКУ
Газовое оборудование имеет обширный перечень сфер использования. Без него трудно представить современное коммунальное хозяйство, работу организаций легкой или тяжелой промышленности. Без прочных узлов и элементов, прошедших строгий рентгеновский контроль, немыслимо строительство газопроводов большой протяженности.
Промышленное газовое оборудование: основные виды
Перечень оборудования для подачи и транспортировки газа включает в себя те основные элементы, детали, без которых невозможна его эксплуатация. К ним относятся:
- Трубопроводная арматура;
- Отдельные соединительные элементы, детали трубопровода;
- Регуляторы газового давления;
- Фильтры;
- Клапаны предохранительные;
- Газоанализаторы;
- Газорегулирующие установки, пункты;
- Устройства для учета газорасхода;
- Блочные (транспортные) котельные установки, или Б(Т)КУ.
Котельные установки БКУ (ТКУ): особенности и применение
Удобство БКУ заключается в их мобильности и возможности транспортировки любым транспортом несколькими блок-модулями. Эта особенность оценена потребителями, которые вправе выбрать максимально удобный способ доставки.
Блочные котельные с максимальной мощностью 500кВт имеют один блок-модуль, транспортные котельные имеют максимальную мощность в 20 тыс. кВт, и содержат 1, 2 и более модулей. Комплектация блочных модулей происходит как отечественным, так и зарубежным оборудованием, причем у некоторых моделей БКУ кроме базового оборудования предусмотрена установка систем телеуправления и телеметрии, что позволяет возводить целую сеть мини-котельных, которые управляются с единого диспетчерского пульта.
Достоинством блочно-модульного принципа монтажа котельных называют обеспечение простоты возведения систем требуемой мощности.
Основные эксплуатационные характеристики мини-котельных
Назначение
Отопление объектов разного предназначения:
- Административных;
- Производственных;
- Бытовых, и пр.
Главное преимущество БКУ перед системой центрального теплоснабжения – сравнительно небольшая протяженность коммуникаций и возможность отреагировать максимально оперативно на изменения температурных параметров. Это в свою очередь позволяет существенно снизить энергозатраты и теплопотери.
Используемое топливо
В качестве оптимального варианта рассматриваются БКУ, работающие на природном газе. Альтернативные варианты:
- Мазут;
- Топливо твердое;
- Топливо дизельное;
- Комбинированный вид (газ + мазут, или дизель + газ, и пр.)
Достоинства
- Быстрый ввод в эксплуатацию за счет полной заводской готовности.
- Монтажные работы и запуск в эксплуатацию не требуют особенных энергетических затрат и большого количества рабочих рук.
- Исключает необходимость долгосрочного строительства отдельного помещения под котельную.
- БКУ имеет максимально близкое расположение к отапливаемому объекту, что позволяет сэкономить на проводке инженерных сетей.
- Незаменимый способ теплоснабжения на магистралях, отдаленных участках – там, где отсутствует централизация отопления.
- © 2008–2022 gazportal.ru
Ищете, где купить газовое оборудование в вашем городе? Для поиска информации воспользуйтесь нашим каталогом поставщиков и производителей. Здесь представлены компании почти из всех регионов России и СНГ — Актобе, Алексин, Арзамас, Барнаул, Белгород, Благовещенск, Бологое, Борисоглебск, Брест, Брянск, Владимир, Волгоград, Воронеж, Гусь-Хрустальный, Днепропетровск, Екатеринбург, Ереван, Иваново, Ижевск, Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Калуга, Каспийск, Кемерово, Киев, Краснодар, Кумертау, Курган, Липецк, Лиски, Махачкала, Миасс, Минск, Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новогрудок, Новороссийск, Новосибирск, Обнинск, Омск, Оренбург, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Пятигорск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Смоленск, Ставрополь, Старая Русса, Сургут, Таганрог, Тверь, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Харьков, Чебоксары, Челябинск, Чита, Энгельс, Южно-Сахалинск, Якутск, Ярославль и др.
Промышленная экспертиза газового оборудования
Оснастка для добычи и переработки природного сырья применяется уже пару столетий. Течение времени и технический прогресс меняли форму используемых агрегатов и добавляли упрощающие работу детали, и набор функций, которые они выполняют, значительно увеличивался. Этот сегмент в современном мире значительно расширился, так как появилось новое применение для добываемого сырья.
Газовые магистрали монтируются для того, чтобы обеспечить бесперебойную поставку газа в населенные пункты, на производственные объекты, заправочные станции и другие подобные объекты.
Что такое промышленное газовое оборудование
В современном мире инвентарь для обустройства объектов, работающих с природным ископаемым, предлагается в виде большого ассортиментного ряда устройств.
Такой специализированный инвентарь используется в следующих областях:
- газорегулирующей;
- газоизмерительной;
- и при монтаже отопительных систем для бытового и промышленного назначения.
Специалистам принципиально важно разбираться в назначении и видах всех типов такого инвентаря. А также в соответствии параметров, в принципе работы тех или иных приборов и особенностях условий, при которых эксплуатируется технологическая база.
Виды промышленного газового оборудования
Промышленное газовое оборудование классифицируется и подразделяется на типы в связи с назначением использования тех или иных приборов.
- типа объекта;
- климатических условий расположения;
- условий, при которых будет происходить эксплуатация промышленного газового оборудования;
- нагрузки, подаваемой на инвентарь.
Поэтому мастера по прокладке сначала делают карту объекта, а потом, исходя из обозначенных данных, подбирают соответствующее техническое оснащение.
Обычно используются следующие вещи:
- специализированные установки, которые регулируют подачу топлива;
- устройства учета расхода сырья;
- специальные печи; ;
- обогреватели;
- горелки;
- колонки;
- счетчики;
- трубопроводная запорная арматура;
- мобильные газгольдеры;
- редуктора;
- анализаторы утечек;
- конденсатосборники;
- предохранительные клапаны;
- фильтры.
Список инструментов и материалов достаточно велик, а также каждая единица наименования представлена широким ассортиментом, созданным разными производителями. В этом случае специалисты, при выборе, руководствуются следующими принципами:
- надежность и положительные рекомендации фирмы производителя;
- подверженность простому ремонту закупаемого промышленного газового оборудования;
- стоимость;
- скорость монтажа трубопровода и систем обеспечения;
- вид топлива, которое необходимо использовать;
- возможность купить полный комплект всего необходимого у одного поставщика.
Исходя из вышеперечисленных параметров, складывается весь закупаемый арсенал.
Где применяется такое оборудование
В отличие от бытового применения, такие сложные установки, прежде чем доставляются к объекту строительства, проходят промышленную экспертизу газового промышленного оборудования.
Источник https://ros-pipe.ru/tekh_info/tekhnicheskie-stati/gazovoe-oborudovanie-promyshlennykh-predpriyatiy898/gazovaya-armatura-i-oborudovanie/
Источник http://www.gazportal.ru/info/partart/vidy-pgo/
Источник https://gazblog.ru/gbo/oborudovanie/promyshlennoe-gazovoe-oborudovanie